В житье вдали от цивилизации есть, конечно, свои плюсы - чистый воздух, лес рядом, речка какая-нибудь. Но если заболели зубы, порвало ветром провода, нужно заплатить за телефон, не то отключат? Большинство деревенских жителей привыкли ездить до райцентра или ближайшего крупного села на автобусе. И что же теперь?
Деревня ропщет
Из письма инвалида 2-й группы Раисы Кириленко, обратившейся в газету от имени большинства пенсионеров и инвалидов деревни Беседа Волосовского района:
"К врачу мы ездим в райцентр Волосово - у нас в деревне нет врача. В одну сторону билет стоит 63 рубля - мы находимся на границе Волосовского и Кингисеппского районов. За одну поездку не вылечишься, значит, надо вырвать из бюджета несколько сотен на билеты. На рынок мы ездим в Кингисепп - там продукты подешевле. Еще сотню рублей долой - потому что билет в одну сторону 33 рубля. Не говоря уже о такой "роскоши", как поездка в Петербург: до станции Веймарн на автобусе, оттуда - на дизеле. Поезд уходит в 6 часов 20 минут, автобус приходит без пяти девять. Нас заживо закапывают в могилу - и физически, и морально".
Из письма Юрия Шматова, обратившегося от имени большинства населения деревни Лопухинка Ломоносовского района:
"Жители целой округи (от Старого Петергофа до Копорья) стали заложниками деятельности автотранспортного предприятия N 5. В начале перестройки часть рейсов сняли под предлогом их замены на коммерческие. Коммерческие рейсы так и не пустили, но дыры в расписании тоже не восстановили. Люди часами стоят на остановках - расписание даже в таком виде далеко не всегда соблюдается. Автобусы порой подают маленькие, что зимой еще хуже, чем летом, - пассажиры неподвижно стоят по часу и более в холодном салоне, были случаи обморожения. Первый автобус идет из Лопухинки в 6.40 утра, а не гораздо раньше. Ведь мы на работу едем, на учебу, мы же везде опаздываем! А в Лопухинке работы нет".
Из письма жительницы поселка Отрадное-на-Неве (Кировский район) Марины Шемберг:
"Единственный автобус, связывавший Отрадное с Петербургом и другими городами и поселками левого берега Невы, снят с маршрута. В администрации Кировского района сказали, что автобус этот уже давно был нерентабельным, потому что ездили на нем в основном пенсионеры и школьники . И если школьников родители как-то доставляют до места учебы (на маршрутках или на личном транспорте), то пенсионеры стали вовсе "невыездными". Маршрутка нынче стоит 25 рублей. На электричке ехать? Так ее днем часто отменяют. А вечером вообще трагедия. Школьникам не вернуться домой: маршрутки из Питера идут переполненными, автобуса нет, электричку отменили, родители на работе. И куда деваться детям? Администрация Кировского района утверждает, что учиться нужно по месту жительства. Но в Отрадном учат на порядок хуже, чем в Металлострое, не говоря уже о Питере, в этом тоже мы виноваты?".
Из беседы с учителями Андриановской школы Тосненского района:
"У нас вообще нет муниципального автобуса. Обслуживает один частный автопарк, автобус ходит раз в два часа примерно, к электричке утром он не успевает, а многие наши деревенские работают в Питере, здесь нет работы, а народу тысячи полторы живет. Проезд стоит 18 рублей, никаких льгот и не было. А порой, если опоздаем на автобус вечером, то и пешком по дороге идем - 9 километров до Московской трассы, вокруг лес, а у нас и медведи водятся. В нашу школу из окрестных деревень ездят дети, так начинаешь урок и никогда не знаешь - ждать сегодня их вовремя или нет, потому что опоздание не от них зависит, а от автобуса. Школьного автобуса у нас нет, невыгодно, в нашем углу не очень много народу живет, нас так и называют - аппендикс, у нас дорога дальше в тупик уходит".
Никто не забыт?
Как видим, в разных районах ситуация примерно одинаковая - беспросветная. Впору телегу с лошадьми заводить, чтобы ездить в райцентр зубы лечить или ребенка в школу возить. Но чиновники спокойны. Областной комитет по транспорту, который сейчас находится в стадии реформирования и слияния с дорожным комитетом, успокаивает: все, мол, под контролем. Начальник отдела автомобильного транспорта Владислав Пахнин призывает поберечь нервы:
- Нам звонят каждый день, и всем мы говорим одно и то же: все под контролем. Да, есть отдельные недостатки, вот, например, в Кировском и Ломоносовском районах городские перевозчики отказались гонять автобусы в область - нерентабельно. Мы должны заполнить эту нишу своими перевозчиками, но на организацию процесса нужно время. Мы знаем, что люди страдают. Кто виноват? Никто не виноват. Ситуация виновата! Терпеть надо. И помнить: у нас в правительстве никто не забыт.
А заместитель председателя комитета - руководитель Департамента транспорта Михаил Петров заявил еще оптимистичнее: "Каких-либо нестандартных ситуаций с обеспечением проезда жителей области на транспорте сегодня нет. Мы действуем в точном соответствии с законом, исполняя все его положения". Всем малоимущим, одиноким пенсионерам и школьникам области будут выдаваться одноразовые талоны, которые пассажиры потом сдадут кондуктору, а автопредприятия за это получат льготы. Пришлось даже погрозить нерадивым: "Только организующие социальные маршруты перевозчики получат новые автобусы".
Может, и правда не все так страшно. Когда газа не стало - лучинку зажгли, лошадей поели - пешком пошли, хлеб кончился - лебеда подросла. Ко всему человек привыкает. Когда все, кто помнит про льготы и расписание автобусов, уйдут в мир иной, возникнет другая культура других людей. Вон у американцев и льгот нет, и автобусы далеко не всем нужны даже в глухих деревнях - и ведь живут как-то.