60

Для кино важнее не деньги, а идеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 06/04/2005

В нашем городе живет самый известный российский кинопродюсер Сергей Сельянов, возглавляющий компанию "СТВ".

К многочисленным отечественным наградам "лучшему по профессии" он прибавил даже американскую премию Ассоциации производителей кино "За выдающиеся достижения в развитии независимого кинопроизводства в России". Именно "СТВ" выпустило картины "Брат", "Брат-2", "Война", "Особенности национальной рыбалки", "Кукушка", "Бумер", "Олигарх", недавнего "Ночного продавца", полнометражные мультфильмы "Карлик Нос", "Алеша Попович и Тугарин Змей". Ленты получили более 70 наград на самых престижных кинофестивалях, не раз становились абсолютными лидерами кинопроката и видеопродаж. Небольшая студия Сельянова является самой эффективной независимой производящей кинокомпанией в России. Ну а сам Сергей Михайлович известен и как режиссер, автор фильмов "День ангела", "Духов день", "Время печали еще не пришло". Правда, с середины девяностых он кино не снимает, а помогает это делать звездам режиссуры Балабанову, Рогожкину, Овчарову, Лунгину, Бодрову-старшему. На "СТВ" снял свой единственный фильм - "Сестры" - Сергей Бодров-младший:

Из ста фильмов бывает только два-три выдающихся

- Существует миф о продюсере как о Карабасе-Барабасе, который все знает о кино, вмешивается в процесс, плющит бедных сценаристов и режиссеров, - говорит Сельянов. - Хотя этот образ мне очень нравится, однако считаю, что лучшая модель взаимоотношений - сотрудничество. У меня нет задачи утвердить свои режиссерские амбиции, мне неинтересно и обслуживать "творца", мол, он настолько велик, что продюсер должен только деньги поставлять. Командовать тоже неинтересно: фильм делает режиссер с группой. Это не значит - полностью отстраниться, иногда, после того как картина снята, приходится улучшать, но это уже извращение.

Когда меня спрашивают, что самое главное в профессии продюсера, я всегда говорю - выбор. Собственно, им все и ограничивается. Правильно выбрал сценарий, режиссера, остальное - дело техники. Ни деньги, ни производство не являются сегодня особенной проблемой. Желающие вложить деньги в кино есть.

Сегодня можно сделать количество фильмов безграничным. Лимитирует одно - мало интересных идей, проектов. Всю жизнь так, и у нас, и в Голливуде: главное - идея.

Снимая фильм, любой режиссер и продюсер хочет "убрать всех", каждая картина делается с невероятной амбицией, тем не менее КПД кино исключительно мал. Он составляет три процента. Из ста фильмов 2-3 являются выдающимися, еще 10-15 - ну, ничего, остальное - брак.

Недостаток идей лимитирует и приток денег в кино. Если у меня есть три классных проекта, я сам с ними справлюсь, мне не нужен инвестор. Рекордное предложение, которое мне было сделано по поводу освоения денег, - 170 миллионов долларов. Но я отказался, объяснив инвесторам, что у меня нет столько идей на такие деньги. А просто снимать по конвейерному принципу - пока для этого рынок не дает оснований, он не может гарантированно вернуть деньги с прибылью. Рынок реагирует позитивно только на так называемые эксклюзивные проекты. Да мне лично "конвейер" не очень интересен. Если к кино относиться сугубо как к бизнесу, то лучше заниматься другим. В России это не сложно - зарабатывать деньги. Кино - рискованный бизнес, в этом его прелесть и в творческом и в финансовом смысле. Мне очень приятно, что ценность идеи так велика, что развитие нашего бизнеса определяет именно то, что в мозгу. А чаще идеи у талантливых сценаристов, режиссеров, продюсеров возникают даже не в головном мозгу, а в спинном.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах