Прежде в фигурном катании программы составлялись так. Сначала тренеры и спортсмены искали музыку, затем "привязывали" к ней прыжки, вращения и прочие элементы. Чтобы выиграть Олимпиаду-2006 в Турине, петербуржцы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин вместе с наставником Олегом Васильевым решили сделать все наоборот. Придумали композицию, а потом заказали для нее музыкальное сопровождение.
Большевики считали, что революцию 1917 года подготовил весь ход русской и мировой истории. Российскую пару номер 1 к революционному шагу тоже подтолкнул ряд обстоятельств. Хотелось, чтобы произвольная программа удивила болельщиков и судей на предстоящей Олимпиаде. Хотелось кататься под что-то итальянское, раз уж столицей Зимних игр станет Турин - "Ромео и Джульетту", например. Однако ту же музыку мог выбрать кто-то другой. И Васильев попросил известного венгерского скрипача и композитора Эдвина Мартона написать свой вариант известной мелодии.
Мадьяр уже выполнял подобную работу в 2003-м для Евгения Плющенко и Алексея Мишина. Так родилась потрясающая композиция памяти Нижинского. Но Тотьмянина - Маринин и их тренер подошли к проблеме с другой стороны. Мартону не пришлось творчески "переосмысливать" разные музыкальные произведения. "На те элементы, на ту структуру катания, которую Таня с Максимом подготовили к сезону, я написал на бумаге либретто и отослал Эдвину, - рассказывает Олег Васильев. -Получилась музыка, совершенно отличная от любого другого музыкального сопровождения. И ребятам кататься удобно".
Васильев не случайно поставил во главу угла движения. Ведь на Олимпиаде в Турине фигуристов впервые будут судить по новой системе. "Уравниваются в правах" с прыжками вращения, дорожки шагов, спирали, поддержки и прочие элементы, прежде ценившиеся невысоко. А поскольку Олег Васильев с 2002 года входит в тренерскую комиссию Международного союза конькобежцев (ISU), он отлично знает, как использовать по максимуму преимущества нового судейства и на чем заработать дополнительные очки.
"Не я, так кто-нибудь другой все равно бы к этому пришел, - убежден Васильев. - Судите сами. Есть музыкальное произведение, над которым кто-то ломал голову не один месяц или даже не один год. Пришли фигуристы, разрезали музыку на куски, какие-то такты выкинули, какие-то переставили в определенной последовательности, чтоб была минута быстро, минута медленно, чтоб и покататься, и образ создать. На мой взгляд, это неуважение и к произведению, и к человеку. А здесь все по-другому, здесь совместная работа композитора, исполнителя и спортсмена. Это и профессионально, и правильно, и намного лучше с этической точки зрения, не говоря уже о спортивной".
В конце сентября под Москвой на предсезонных прокатах "Ромео и Джульетту" российские судьи и специалисты приняли на "ура". Осталось дождаться, какой результат принесет "революционная" программа на официальных соревнованиях и на Олимпиаде-2006.