Петербургские активисты занялись пиаром Icons
Ничто не подогревает интереса к выставке лучше, чем хороший скандал. Рьяное желание активистов сорвать вернисаж – лучшая реклама, которая обеспечит аншлаг в день открытия выставки, а также даст много информационных поводов для СМИ. Поэтому известному галеристу, коллекционеру Марату Гельману стоит выразить слова благодарности представителям движения «Профсоюз граждан России», которые за два месяца до открытия в Петербурге выставки Icons занялись созданием необходимого эмоционального накала вокруг этого события.
«Профсоюз граждан России», «Народный собор» и другие общественные организации заявили о своем намерении обратиться к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой принять меры, чтобы не допустить опасную «бесовщину» в город. Активисты начали сбор подписей с просьбой отменить выставку, которая должна открыться 15 ноября в фонде поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation.
В своем обращении активисты выразили озабоченность, что подобная выставка может посеять смуту в обществе и вызвать раскол, а религиозные символы, сделанные из колбасы, или купола церквей, смастеренные из аптечных клистиров, могут стать поводом для силовых столкновений.
«На предыдущих выставках галериста были представлены работы, оскорбляющие мораль и нравственность. <…> Мы выражаем опасения, что проведение очередной выставки, курируемой Гельманом, поставит под удар честное имя культурной столицы России - Санкт-Петербурга, вызовет раскол в обществе и силовые столкновения, свидетелями которых мы были в Краснодаре», - говорится в пресс-релизе, распространенном «Профсоюзом».
Инициаторы сбора подписей заявили, что «выставки Гельмана не вносят ничего нового в культуру», но зато оскорбляют традиционные для русского народа моральные и нравственные ценности и чувства верующих.
Кубанские страсти
После таких заявлений, вероятно, у многих любопытствующих появится желание лично проверить скандальность экспозиции, которая наделала этой весной много шуму в Краснодарском крае.
Тогда первыми забили тревогу представители РПЦ. Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской Епархии заявляла, что к ним поступало множество устных и письменных обращений «от казачества, духовенства, представителей творческой интеллигенции, в первую очередь, от художников и галеристов, которые говорили об угрозе разрушения кубанской культурной среды». В свою очередь епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл лично обратился к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву с просьбой запретить деятельность Гельмана в регионе.
Губернатор Кубани Александр Ткачев поспешил успокоить взволнованную общественность, сообщив, что договорился с известным галеристом о том, что на его выставке не будет экспонатов, оскорбительных для верующих.
«К творческим проектам Гельмана можно относиться по-разному, и мне тоже не все близко. Однако мы договорились по принципиальным вещам - на его выставке не будет ничего, что могло бы оскорбить чувства верующих людей», - приводила пресс-служба администрации Кубани слова Ткачева.
Тем не менее, 15 мая, в день открытия выставки православные активисты, казаки и представители политических партий сорвали открытие мероприятия. Около 150 человек собрались на несанкционированную акцию протеста, в ходе которой скандировали «Гельман - вон с Кубани!». Когда же к зданию выставочного зала подъехал сам галерист, к нему подошел человек к одежде священника и плюнул в лицо коллекционеру.
В итоге было задержано 15 человек, в отношении которых были составлены протоколы по ст. 20.2 КоАП (проведение несанкционированных акций).
Спокойный разговор художника и церкви
Отметим, что в беседе с журналистами Марат Гельман признавался, что выставка Icons очень важна для него. По его словам, довольно долгое время церковь была чуть ли не единственным заказчиком художественных произведений. Сейчас, на его взгляд, церковь должна резко повышать свою компетентность в области искусствоведения.
Говоря о скандальности некоторых работ, галерист вспоминал, что в свое время работы Караваджо отвергались церковью из-за их чрезмерной реалистичности.
«На нашей выставке слишком реалистичными могут показаться работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. Работы Николая Ге вызывали неприятие. Но в целом, если мы посмотрим на историю искусства, то значительнейшая часть – это работы, так или иначе связанные с религиозной мифологией, евангельским, библейским текстами», - пояснял он.
Марат Гельман отмечал, что ему хотелось бы создать спокойную площадку для разговора вне скандального фона отношений художника и церкви. Удастся ли ему это сделать в Петербурге, скоро станет известно.