А вот судьба останков потомков Петра - трагична. Мощи семьи последнего российского императора Николая II, лежащие неподалёку, до сих пор не признаются православной церковью святыней, а останки царских детей Алексея и Марии уже пятый год хранятся в сейфе Госархива.
Свой взгляд на эту проблему «АиФ-Петербург» рассказал Александр Мусин, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук, кандидат богословия, диакон.
Мощи или нет?
- Расстрелянные в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге Николай II и его близкие были брошены в шахту Ганиной Ямы, но уже на следующий день перепрятаны в урочище Поросёнков лог, где их и нашли в июле 1991 года. Расследование 1993-1998 гг. установило, что останки действительно принадлежат царской семье: немногочисленные свидетельские показания были подкреплены анализом ДНК, который совпал с образцами крови на рубашке императора, хранящейся в Эрмитаже.
Однако РПЦ отказалась признать подлинность останков, и захоронение прошло без участия патриарха Алексия II. Здесь могли сказаться и убеждённость патриаршего окружения в том, что «демократы» недостойны найти мощи царственных мучеников, и конфликт патриархии и президента Бориса Ельцина из-за возвращения бывшей церковной собственности… Сомнения вызывало и то, что тела двух царских детей, Алексея и Марии, вместе с родителями не нашли.
В 2000 году Николай II и его семья были причислены к лику святых. В акте о канонизации подчёркивалось, что их святость связана не с политическими заслугами царя, а с христианским смирением, с которым люди встретили свою смерть. Но погребённые в Петропавловке останки так и не были признаны святыми мощами.
Совпали пули и ДНК
Последние сомнения разрешились летом 2007 года, когда буквально в 10 метрах от захоронения, открытого в 1991 году, екатеринбургские археологи нашли останки, принадлежавшие юноше и девушке. Совпали пули, которыми убивали Алексея и Марию и их родителей, обломки сосудов, из которых их поливали серной кислотой, результаты анализов ДНК. О завершении расследования было объявлено 5 декабря 2008 года. В этот день умер патриарх Алексий II. Царская семья была готова воссоединиться под сводами Петропавловского собора, однако у церкви не хватило ответственности признать свою ошибку. К тому времени на Ганиной Яме, официально признанном РПЦ месте якобы «полного уничтожения» царских останков, вырос целый комплекс церковных лавок с неплохим доходом. На предложение Генпрокуратуры РФ захоронить царских детей по-христиански высшее духовенство заявило, что «не претендует на участие в этом мероприятии». После этого Алексей и Мария были в буквальном смысле «сданы в архив». Сегодня они лежат в сейфе директора Государственного архива РФ...
Сомнительная история?
Зато в июле 1998 года в Санкт-Петербурге случилась действительно сомнительная история с «обретением мощей» Александра Свирского. Новоназначенный игумен Александро-Свирского монастыря Лукиан (Куценко), сегодня епископ в Благовещенске, нашел в музее Военно-Медицинской академии тело, которое представил как мощи основателя монастыря преподобного Александра († 1533). Процедура освидетельствования мощей, принятая в Церкви, к сожалению, не проводилась. Игумена не смутило, что тело с ухоженными ногтями и обрезанными гениталиями не соответствовало описанию, сделанному монахами в 1918 году и сохранившемуся в церковных архивах. Мощи, обретённые еще в 1641 году, за столетия частично разрушились: рёбра грудной клетки упали, а пальцы ног рассыпались. Более того, 13 марта 1919 года, по требованию ЧК Олонецкой губернии, мощи были сожжены и
закопаны в неустановленном месте. Эти факты были известны Лукиану, но он утаил их от священноначалия РПЦ: желание привлечь людей в монастырь оказалось сильнее.
Хочется верить, что следующий 2013 год - 400-летний юбилей дома Романовых - расставит всё на свои места.
Пока же могу пожелать людям, посещающим Александро-Свирский монастырь, быть духовно острожными. А тем, кто заходит под своды Петропавловского собора, - духовно чуткими.