Санкт-Петербург, 29 ноября - «АиФ-Петербург». В России «бездомных-романтиков» около 10%. Все остальные, волею судеб попав на дно, хотят оттуда вырваться. Однако у государства нет действенных механизмов по возвращению подобных людей в общество. В среднем петербургский бездомный живёт на улице не более 5 лет, погибая от обморожений, пьянства или насилия.
Точка невозврата
Сегодня оказаться под забором гораздо проще, чем многие себе это представляют. Среди немытых, нечёсаных людей, копающихся в петербургских помойках, есть бывшие инженеры, моряки, учителя и никому не нужные старики… Немало военнослужащих, которые прошли Афганистан, Чечню и в итоге не смогли вписаться в реалии современной жизни.
- Болезнь, ссора в семье, потеря работы, обман при сделках с недвижимостью - вот основные причины, по которым люди сейчас оказываются на улицах, - говорит Светлана Быстрова, социальный работник благотворительной организации «Ночлежка», помогающей петербургским бездомным уже более 20 лет. - Нередко дети выгоняют престарелых родителей, а родители - больных детей. Буквально сегодня у нас была молодая пара, которую выставили из дома, узнав о неизлечимом заболевании. Оказавшись на улице, люди довольно быстро деградируют, начинают злоупотреблять спиртным - даже те, кто никогда в жизни не пил. Как показывает практика, после 3-6 месяцев такого бродяжничества у человека происходят необратимые изменения в психике и к нормальной жизни он уже вернуться не может. Дальше обществу остаётся только поддерживать этих людей, не давая умереть с голоду. Поэтому так важно попытаться вытащить человека с улицы как можно раньше, пока не пройдена эта «точка невозврата».
Однако делать это, по сути дела, некому. Государственных программ по предоставлению бездомным социального жилья, обучению профессии и поиску работы, как на Западе, в России нет.
Бросил пить в 5 часов
49-летний петербуржец Александр - из тех, кому повезло. В своё время в Ленинграде он закончил медучилище, работал фельдшером на «скорой помощи», а в смутные девяностые, как у многих, жизнь пошла под откос. Развёлся с женой, комнату на Охте заложил, чтобы начать свой бизнес, и прогорел, стал беспробудно пить и в итоге потерял работу. Родня от такого члена семьи фактически отвернулась…
- Долгое время я ещё как-то держался - работал на стройках, охранником, раздавал рекламные флаеры, ночевал у знакомых, пытался снимать жильё, - говорит Александр. - Но в итоге в 2008 году оказался на улице. Днём перебивался случайными заработками, ночью спал в парадных, пил. Только что по помойкам не лазил. Спустя полгода такой жизни почувствовал - погибаю… Спасло меня объявление о сетевом маркетинге, которое висело на одном из домов по улице Марата. Директор этой фирмы меня выслушал, на работу не взял, но дал координаты «Ночлежки». Там мне сразу же выделили койку, помогли восстановить документы и отправили на лечение от алкоголизма. Утром 8 октября 2009 года в 5 часов 10 минут я бросил пить и с тех пор к спиртному не притрагивался.
Александр провёл в «Ночлежке» 2,5 года. За это время он не только «протрезвел», вернул паспорт и диплом, но и подтвердил свою квалификацию фельдшера. К экзаменам готовился прямо в приюте, среди других бездомных. Сертификат специалиста получил с первого раза.
Сейчас он снимает комнату на Садовой улице и работает фельдшером на «скорой помощи». Связь с родственниками полностью восстановлена: дочь с внучкой приезжают в гости из другого города, с сестрой, живущей в Санкт-Петербурге, стали самыми близкими людьми. И увидев Александра, ни один из наших читателей бы не поверил, что когда-то он бомжевал. Опрятный, хорошо одетый, образованный - обыкновенный петербуржец.
- Я поверил в себя, когда увидел, что есть люди, которые хотят поддержать, а не просто отворачиваются от «пьяни», - говорит Александр. - Если бы тот человек вместо помощи мне сказал: «Иди отсюда, от тебя перегаром прёт, а мы тут все в галстуках», всё бы было по-другому.
Концлагерь для бомжей
Что бы было - мы знаем. Нередко бездомные становятся самыми настоящими рабами. В петербургском посёлке Горелово на цыган бесплатно батрачат целые колонии бомжей. Кроме того, бездомных вывозят в Дагестан работать на кирпичных заводах. Там всё устроено по типу концлагерей: колючая проволока, баланда на обед, тяжёлый физический труд. Те, кому удалось сбежать и вернуться в Санкт-Петербург, рассказывают одинаковые истории. Кто-то угостил спиртным, потеряли сознание, проснулись уже на заводе.
По словам Светланы Быстровой, людей, ночующих по подвалам и парадным, нередко избивают, насилуют, убивают. Были случаи, когда обливали бензином и поджигали…
- Конечно, есть среди бездомных и лентяи, которые не пойдут работать, а будут пить «горькую» и наслаждаться бродяжничеством, - говорят в «Ночлежке». - Но большинство готово к труду и хочет вернуться к нормальной жизни. Сейчас они в основном разгружают и моют вагоны, подрабатывают на складах грузчиками, собирают урожай. Но государству по-прежнему выгоднее поддерживать образ бездомного, как исключительно бича-алкаша. Ведь с «отбросами» общества можно не церемониться.
О том, как помочь бездомным, можно узнать по телефону «Ночлежки» (812) 319-37-94.