Фразу «купил права» нередко можно услышать в обществе автомобилистов. Несмотря на противозаконность, денежное вознаграждение за содействие в получении водительских прав уже мало кого удивляет и шокирует. Новость о том, что за деньги можно купить документы, дающие право пилотирования самолетами, все еще кажется дикостью. Правоохранительные органы установили, что в Петербурге можно было купить «корочки» пилотов. Цена вопроса составляла 50 тысяч рублей.
Деньги в карман – и ты пилот
Общество с ограниченной ответственностью «Авиационный учебный центр авиации общего назначения «Крылья Невы» было зарегистрировано в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в октябре 2008 года. В центре можно было пройти курс обучения, по окончанию которого выдавались документы, подтверждающие квалификацию пилота-любителя и пилота коммерческой авиации. Как выяснило следствие, существовал и другой, более быстрый, способ получить документы.
7 февраля 2013 года руководитель авиационного учебного центра Андрей Кочарыгин был задержан в момент получения 50 тысяч рублей. За эти деньги 44-летний гендиректор незаконно выдал петербуржцу документы, которые разрешали управлять однодвигательным самолетом «Cessna-172». При этом глава «Крыльев Невы» знал, что мужчина не прошел соответствующей подготовки и не имеет навыков управления воздушным судном.
По факту случившегося началась проверка, которая установила, что продажа летных прав была поставлена на поток. Как сообщили SPB.AIF.RU в пресс-службе Следственного комитета Российской Федерации, были выявлены еще четыре эпизода незаконной выдачи документов, подтверждающих квалификацию пилота-любителя и пилота коммерческой авиации, гражданам, которые фактически не проходили соответствующего обучения.
В отношении 44-летнего Андрея Кочарыгина было возбуждено уголовное дело. Бизнесмена подозревают в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «а», «в» ч.4 ст.204 УК РФ (незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, совершенное группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с вымогательством предмета подкупа).
«В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления», - сообщили в пресс-службе СК.
«Дипломы покупают самоубийцы»
Еще в начале декабря официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что многие пилоты российских (особенно небольших) авиакомпаний имеют поддельные дипломы о подготовке. Тогда реальных доказательств такому утверждению предоставлено не было.
«Мне, как специалисту, хотелось бы понять, на основе какой информации были сделаны такие заявления. Пусть Следственный комитет представит лётчика-самоубийцу Петрова или Сидорова, который купил свидетельство пилота и спокойно по нему летает, до этого как следует не держав в руках штурвал. Это же просто нереально!» - заявил он.
Анатолий Костылев считает, что такие заявления дискредитируют Росавиацию и Ространснадзор, а также летные образовательные учреждения и АУЦ.
«Я совершенно не допускаю, чтобы летное учебное заведение гражданской авиации могло выпустить пилота с недолетом программы летного обучения даже в несколько минут!» - убежден проректор.
По мнению же заслуженного пилота РФ Вадима Базыкина, из-за коммерциализации отрасли могли произойти такие грубые нарушения.
«Мы всегда боролись против того, чтобы лётчиками становились в ускоренном порядке. Для работы в небе нужно готовиться год-полтора, серьёзно заниматься на тренажёрах. Сейчас документы можно получить за 3-4 месяца, и какой за штурвалом специалист, похоже, никого не интересует. А ведь от его действий зависит жизнь 150-200 пассажиров…», - говорит он.
Пилот отметил, что всё это отражение того перекоса, который происходит в авиации.
«Сегодня лётчики получают, как футболисты, по 300 тысяч рублей в месяц. Вот и рванули в авиацию люди, которые всеми правдами и неправдами могут получить такую работу и готовы заплатить за коммерческое обучение 500-600 тысяч рублей. И профподготовка здесь явно не на первом месте. Компаниям тоже, по всей видимости, нужны не асы, а перевозчики», - пояснил он.
Вадим Базыкин отметил, что лично знает трех человек, которые пришли из учебных центров и сегодня в крупных компаниях летают на «боингах» и «аэробусах» на дальние расстояния
«Если есть хороший английский, достаточно, чтобы будущий командир в псевдоцентрах налетал 200 часов и может садиться за штурвал лайнера. Авиация превращается в таксопарк…», - резюмировал он.