Слово "диггер" слышали многие. Одни видели лидера московских диггеров Вадима Михайлова, когда он умно вещал о столичной подземке, которую могут использовать враги. Другие читали о трехметровых крысах и светящихся килограммовых амебах, которых диггеры якобы видели в заброшенных тоннелях метро. Третьи уверены, что диггеры - почти шпионы, недаром их постоянно ловит милиция.
Отцы-основатели
Диггеры* у нас появились относительно недавно. Года с 1995-го начала активно "светиться" московская тусовка, которая теперь превратилась в стройную организацию "Диггеры планеты Андеграунд" с фотогеничным Михайловым во главе. Тогда же произошел раскол: часть диггеров не пожелала войти в официальную организацию, полагая, что придворный диггер - это такая же нелепица, как дрессированная летучая мышь.
Первый питерский диггер стал известен в 1983 году - это был Костя Крот. Он не называл себя диггером, потому что слова этого еще не было в обиходе, но все его повадки были диггерские. Пристав к активным тогда спелестологам**, Костя норовил все время уйти в техногенку - его интересовали заброшенные подземелья Ижорского завода (старые склады, тоннели, бомбоубежища). Костю неоднократно ловила милиция, но всегда отпускала ввиду его явной невменяемости - к сожалению, первый питерский диггер оказался сумасшедшим. Костя был маньяком-одиночкой - всегда и везде ходил один, что, в принципе, ни одной подземной тусовкой не приветствуется. Потом Крот пропал, и никто не знает, куда он делся.
Вторая волна питерского диггинга пришлась на начало перестройки. Возникла она отчасти из-за нежелания хоть в чем-то уступать Москве, в которой уже завелись диггеры. Увы, диггеров конца 80-х годов никто не видел, о них только слышали. Зато было короткое, но яркое явление "статуелазов" - группа отмороженных промальпинистов, которые залезали на городские статуи повыше и бывали жестоко побиты милицией. Поскольку у диггеров и альпинистов снаряжение часто сходное (из-за необходимости штурмовать вертикальные поверхности), возможно, одна и та же группа совмещала прогулки высотные и подземные.
Интернет - друг диггеров
Третья и последняя пока волна диггинга активно начала подниматься в конце 90-х годов. Причем не только по Питеру, но и по всей России, а также в бывших республиках СССР. Отчасти такой всплеск обязан Интернету - появилась бесперебойная и бесконтрольная связь, чем не преминули воспользоваться люди, которые предпочитают не афишировать свои занятия. Только "михайловцы", да еще, пожалуй, пермские диггеры могут похвастаться лояльностью властей - но если первые считаются чуть ли не официальными спасателями, то вторых просто не гоняют.
В Питере же гоняют. Можно вспомнить прошлогоднюю шумную историю с четверкой диггеров в зоне размыва, которые якобы занимались шпионажем. Правда, все четверо были не питерцами, а старший, москвич Штурман, имеет репутацию человека абсолютно безбашенного и не способного адекватно оценивать ситуацию.
Последняя поимка диггеров в вентиляционной шахте метрополитена в парке Челюскинцев укрепила обывателей в мнении, что диггеры вредны для общества. Однако в протоколе допроса зафиксированы показания о том, что диггеры, шедшие мимо шахты, заметили подозрительного человека, выскочившего оттуда, и поскольку он успел убежать, пошли посмотреть, не сделал ли он чего плохого. А монтеры, явившиеся на вызов сработавшей сигнализации, решили, что дверь в шахту вскрыли именно диггеры.
Хороший диггер - грязный диггер
Но именно мoнтеры*** обычно лучшие друзья диггеров. Если сторожа можно обойти, то на монтера наткнешься непременно. Бежать от него, как и от собаки, нельзя - надо с улыбкой на грязном лице подойти, вежливо поздороваться, сказать, что интересуешься их, монтеров, работой и тут же засыпать кучей технических вопросов. Ведь каждый нормальный диггер хорошо разбирается в устройстве техногенной подземки - читал справочники, технические описания, ГОСТы, правила и пр. Как правило, каждый, кто искренне интересуется работой монтера, вызывает у него симпатию. Поэтому диггерам показывают всю подземку, а уж о том, чтобы выдать начальству, речи и не идет. Культурный и грамотный диггер всегда найдет общий язык с монтерами.
Зачем диггеры лезут под землю? Потому что им интересно. Они хотят видеть город с изнанки - эта темная сторона жизни цивилизации никогда не бывает на виду, но для людей со склонностью к экстремальному поведению и не боящихся грязи она очень привлекательна. Есть такой анекдот. Встретились трое экстремалов - альпинист, парашютист и диггер. Стали они рассказывать, в чем прелесть их занятий. Альпинист говорит: "В горах холодно, ветер пронизывает, лавины идут, воздух разреженный, но зато какая красотища!" Парашютист вторит: "И у нас холодно, ветер в ушах свистит, сердце екает, парашют может не раскрыться. Но зато какая красотища!" Диггер вступает в разговор: "А у нас холодно, сыро, темно, тесно: Но зато какая грязища!"
Мало кто думает, что от диггеров может быть польза. Ведь часто с нашими подземными коммуникациями происходят аварии, которые вовремя замечают только диггеры. Но питерские диггеры перестали сообщать о них, к примеру, в "Водоканал" - потому что их все равно никто не слушает и не принимает всерьез. Диггеры Nofron и RummaGE говорят, что за одной протекающей трубой с холодной водой они наблюдают больше года, пока местные жители забрасывают жилконторы вопросами, почему у них такой слабый напор. А опасны диггеры только разным начальникам - ведь они видят собственными глазами и могут рассказать другим людям, какие безобразия творятся под землей, куда не может и не хочет заглянуть начальственный глаз. Например, что аварийный выход в одну из шахт "Метростроя" совершенно непригоден для спуска горноспасателей. Ведь по бумагам он в полном порядке!
* Диггеры - исследователи искусственных подземных полостей техногенного происхождения, часто - используемых (метрополитен, бомбоубежища, форты, сети "Водоканала").
** Спелестологи - исследователи искусственных подземных полостей доиндустриального периода (заброшенные шахты, катакомбы, каменоломни, пещерные города).
*** Мo_нтеры - не должность, а общее название для всех рабочих, которых диггер встречает под землей.