День 7 ноября - красный день календаря. В смысле, выходной. Официально он теперь именуется Днем примирения и согласия. Однако не перевелись еще на Руси люди, которые в нынешнее воскресенье не будут ни с чем примиряться и ни с кем соглашаться, а пойдут на демонстрацию. В канун их праздника корреспондент "АиФ-Петербург" отправился в Ленинградский комитет РКРП-РПК (Российской коммунистической рабочей партии - Революционной партии коммунистов) проведать рабочих коммунистов и их преемников.
Враги и друзья
Первый секретарь Ленинградского комитета РКРП-РПК Геннадий Турецкий оказался радушным хозяином. Он угощает меня в своем кабинете чаем с овсяным печеньем и охотно излагает свое видение происходящего в стране. Поначалу ощущение - словно в прошлом оказался. На стенах висят огромные портреты Ленина и Сталина, на столах - их бюсты. Красные знамена. Старые плакаты (типа "Не болтай!") и новые, но в духе старых ("А ты записался в РКРП-РПК?"). Из настоящего - только компьютер с монитором.
Турецкий, хоть и ортодоксальный коммунист, однако не лишен иронии по отношению к социалистическому прошлому:
- Я тогда на заводе работал. И никак не мог понять, что за дурь такая была: необходимо было перевыполнить план на четыре десятых процента. Я спрашивал: "А почему не сделать, например, 109 процентов?" А мне отвечали: "Не надо" - и все, разговор окончен.
Турецкий сегодня здесь вроде как за главного. А главный - первый секретарь партии Виктор Тюлькин - представляет интересы рабочего класса в Госдуме. В парламент он прошел по совместным спискам РКРП-РПК и КПРФ, которые одно время чуть ли не враждовали.
- Какие у вас сейчас отношения?
- Деловые и конструктивные, особенно в последнее время, когда идет атака не столько на КПРФ, сколько на коммунистическое движение.
- А "единороссы", я так понимаю, сейчас ваши самые главные идейные враги? И президент Путин тоже?
- У нас, по сути, одна партия, у которой нет никакой идеологии, кроме как: "Мы поддерживаем президента". В отдельности это все тусклые серые личности. Помните, Путин созвал Госсовет и рассказал о своей идее назначать губернаторов? Вы обратили внимание, что все присутствующие в этот момент что-то активно записывали? Я еще подумал, зачем, ведь проекты наверняка уже розданы. И только потом понял: они просто боятся "не так" посмотреть в глаза президенту, боятся, что он что-то прочтет в их взгляде и впоследствии не назначит. Если при Ельцине можно было критиковать главу государства, теперь же при упоминании фамилии президента все поеживаются. Он уже почти монарх. Все это ведет общество в тупик.
- Геннадий Иванович, вы же рассуждаете как завзятый демократ!
- Да, есть множество позиций, которые объединяют нас с правыми. Прежде всего это критическое отношение к авторитаризму Путина, к его идее назначения губернаторов и полный "одобрямс" в СМИ той линии, которую ведет "Единая Россия". Туда идут, чтобы сделать карьеру. Это партия власти. И это - партия бюрократов, борющихся с любым проявлением инакомыслия.
- Ну и картину вы нарисовали: Это же просто: какая-то коммунистическая партия лет двадцать пять назад!
- Да! - смеется Турецкий. - Но тогда были бесплатные образование и медицина. Да, верхушка КПСС была оторвана от народа, но даже самая минимальная пенсия в сорок рублей при стоимости хлеба 16 копеек позволяла людям не выживать, а жить. Сейчас же народ брошен и беззащитен.
Всегда готовы!
У РКРП-РПК, как у всяких уважающих себя коммунистов, есть преемники: комсомольская организация - РКСМ (Революционный коммунистический союз молодежи) и пионерская - "Юные ленинцы". Кстати, это единственная пионерская организация в городе, даже у КПРФ такой нет. Всего в нашем городе 35 юных ленинцев. Столько же комсомольцев. А октябрят нет, и красные галстуки теперь повязывают даже первоклассникам.
Чем занимаются пионеры? Да все тем же - добрыми делами. Устраивают субботники, проводят регулярные уборки на Марсовом поле, на местах захоронений матери и сестры Ленина на Литераторских мостках. Часто собираются и смотрят старые советские фильмы. А еще выпускают газету "Ленинские искры", которая выходит раз в квартал тиражом 5 тысяч экземпляров и рассылается по всей России. В газете, как и раньше, назидательные рассказы о хороших пионерах и их хороших поступках, творчество (в основном стихи) читателей. Единственное новшество - анекдоты на последней странице. Но не подумайте чего - анекдоты безобидные. Полностью сохранилась и пионерская атрибутика: галстуки, значки, барабаны, горны и знамена все те же, что и двадцать лет назад.
- Кто эти дети?
- Ну, чего греха таить: В основном это наши дети, внуки, - не скрывает Турецкий.
"Мы их теряем"
Однако не все. Тринадцатилетняя Маша Коледа нашла "Юных ленинцев" и вступила в пионеры по собственной инициативе. На мои вопросы она отвечает рублеными фразами и очень-очень убежденно. Как и подобает настоящей юной коммунистке.
- Почему ты решила стать пионеркой?
- Я вижу в окружающем меня мире много несправедливости.
- Например?
- Ну: Я учусь в пятом классе. И многие мои сверстники уже пьют пиво, курят, матерятся. Так не должно быть. Я искала тех, кто разделяет мое мнение. И нашла.
- Родители что говорят, одобряют?
- Да, конечно.
- Когда идешь в школу, пионерский галстук надеваешь?
- Нет. Не потому, что стесняюсь, у нас запрещено по форме его носить. Но значок ношу всегда.
- Значит, твои одноклассники знают, что ты пионерка. Как относятся к этому, не подсмеиваются?
- Кто-то смеется. Не все же любят пионеров. Но большинство относится все-таки с одобрением, считают, что я поступила правильно, став пионеркой.
- В комсомол не думаешь вступать?
- Думаю.
- А в партию?
- Хочу, и думаю, что обязательно вступлю.
Спрашиваю Турецкого, есть ли в новейшей истории рабочих коммунистов примеры, когда пионер становился комсомольцем, а затем - членом партии. Турецкий вспоминает - и: Нет таких, говорит.
- Почему?
- В определенном возрасте мальчикам начинают нравиться девочки, девочкам - мальчики. Нужно заканчивать школу, думать о поступлении в техникум или вуз. И многих пионеров на рубеже 14-15 лет мы теряем.
Вся надежда на Машу.
P. S. О своем пионерском прошлом автор этих строк сохранил всего два воспоминания, и оба, надо признаться, не совсем приятные. Первое - то, как билась в рыданиях девочка, которую не переизбрали председателем совета отряда, и как мы всем классом ее утешали. А о втором рассказывает классная фотография нашего 3-го "Б". Дело в том, что в пионеры нас принимали в четыре захода. Сначала круглых отличников, затем "хорошистов", третьих - которые так себе (в их числе я), а напоследок - второгодников. Так вот, фотографию эту сделали между вторым и третьим приемом в пионеры. Полкласса стоит гордо, в пионерских галстуках, а другая половина - грустная, с октябрятскими звездочками, как последние лохи.