Если в прежние времена отношение россиян к цыганам традиционно было благожелательным, то теперь в нем наступил определенный перелом.
Причина тому - тяжелая экономическая ситуация в регионах, откуда прибывает кочевой народ. Цыгане-беженцы на новом месте отчаянно ищут заработок, и он не всегда оказывается законным. Отсюда устоявшееся мнение о цыганах исключительно как о ворах или попрошайках. Первым делом замечаешь плохое. А в данном случае хорошего не увидишь, потому что оно спрятано от наших глаз. Кто-то скажет: мол, сами цыгане хвастаются, что их труд - воровство. На самом деле это бравада - у цыган всегда были законные ремесла, да и где вытерпели бы за столько лет целый народ воров? Криминальная составляющая - это верхушка айсберга. Мы мало что знаем о реальной жизни современных цыган и их проблемах.
Главные беды цыган - безграмотность и "пристальное внимание" бритоголовых
На окраинах Петербурга и в Ленинградской области живет около десяти тысяч (точных данных нет) цыган. Они принадлежат к нескольким этническим группам, некоторые из них настолько непохожи (разные образ жизни, занятия, языковые диалекты, вероисповедания), что даже не считают друг друга цыганами. Рома (самая многочисленная группа) - "обрусевшие", православные цыгане. Традиционные занятия рома - скотоводство, коневодство. Православные и кэлдэрари (они же котляры) - молдавские цыгане, испокон веков занимавшиеся лужением кастрюль, котлов. Сейчас котляры уже не лудят, а варят баки, прокладывают трубы. Мадьяры, закарпатские цыгане, также работающие с металлом, - католики. А вот таджикские люли (часто их можно увидеть выпрашивающих милостыню у рынков) - мусульмане.
Проблем у цыган сегодня так много, что, пожалуй, легче сказать, каких нет. Нищета, безработица, отсутствие нормального жилья, регистрации и гражданства. И - низкий уровень грамотности, от которого и проистекают многие из этих бед. Большинство тех, кто постарше, имеет среднее образование. Нынешняя цыганская молодежь почти сплошь необразованная. Программы образования для этого народа не существует. В Москве Союз ромских общин не раз поднимал вопрос о создании специальных учебников и программ на цыганском языке, но безуспешно. Дети, пришедшие с плохим знанием русского языка (а иногда и вовсе без него) в школы, не могут нормально учиться и вскоре покидают парты.
В 2002 году Северо-Западный центр социальной и юридической защиты рома начал реализацию проекта "Цыганская школа", суть которого - попытка объяснить учителям и самим цыганам необходимость получения как минимум среднего образования. Нельзя сказать, что проект поддержали во всех школах, куда обратились сотрудники центра, но некоторые успехи, бесспорно, есть. Детей цыган учат в поселках Пери, Осельки, Володарском Ленинградской области, в двух школах Пушкина, в Александровской школе Петербурга.
Отдельная проблема - национальная ненависть к цыганскому народу. Много шуму наделало нападение скинхедов на поселение таджикских цыган у платформы "Дачное", когда бритоголовые забили до смерти шестилетнюю девочку Нилуфар Сангбоеву. Но это - далеко не единственная вылазка неонацистов против цыган, такие случаи повторяются с завидной регулярностью. Уже после трагедии в Дачном скины жестоко избили в Кузьмолове трех мальчишек-братьев (одному из них засунули за шиворот зажженную петарду), у станции метро "Гражданский проспект" - цыганок-кэлдэрари из Пери. Однако эти и другие преступления не получили широкого резонанса и потому остались безнаказанными. Да и в милицию цыгане предпочитают не обращаться. Когда одна из избитых цыганок попробовала, ей сказали: "Иди отсюда, а то сейчас добавим".
Наркоторговцев среди цыган не больше, чем среди других народов
Кроме "Цыганской школы" Северо-Западный центр социальной и юридической защиты рома реализует ряд других проектов. Во-первых, это консультации по правовым вопросам. Раз в неделю юрист ведет прием, часто выезжает в цыганские поселения, помогает правильно составить документы по самым разным вопросам: кто-то не может оформить пенсию, кто-то - зарегистрировать ребенка. Львиная доля обращений связана с регистрацией и гражданством. Эти вопросы решаются по-разному. Те, кто приехал до 1992 года, имеют право на получение российского паспорта. Те, кто позже, должны проходить обычную процедуру получения вида на жительство. Во-вторых, цыгане старше шестидесяти лет могут бесплатно обследоваться в медучреждениях и получить медицинскую помощь (деньги на это предоставляет Международная организация по миграции). В-третьих, инициатива "Цыгане против наркотиков". Один из самых распространенных мифов, касающихся цыган, что они все как один наркоторговцы. На самом деле цыган, вовлеченных в наркобизнес, в процентном отношении не больше, чем русских (впрочем, то же самое относится и к другим преступлениям, в совершении которых часто обвиняют цыган - карманным кражам и т. д.). Правозащитники стараются развеять этот миф, а также оказать помощь наркозависимым, которых среди цыган, увы, немало.
:Редко на долю какого народа выпадает столько лишений и бед. В двадцатом веке десятки тысяч цыган стали жертвами Холокоста, только в России погибло более тридцати тысяч. Однако: Стену класса, где учатся дети из Пери, украшают вырезанные ими из цветной бумаги буквы, образующие надпись: "Че мундро о миро". В переводе с цыганского это означает: "Как прекрасен мир".