— ЖИВУ в коммунальной квартире вместе с женой и ребенком. Соседи — такие же семейные люди. Пробовали расселиться, но в агентстве недвижимости отказались взяться за наш случай. Сказали: место непрестижное, народу в квартире много — вряд ли найдется покупатель с большими деньгами, — рассказывает Виктор Грищук.
Горюют не только жители коммуналок.
— Я учитель, давно стою на очереди, которая никак не движется. Коллеги говорят, есть какая-то специальная городская программа. Но чтобы ею воспользоваться, надо и дальше продолжать работать в школе. А если у меня изменятся обстоятельства, что тогда? — задается вопросом Ольга Николаева.
Многие горожане настроены еще более пессимистично.
— Все настолько осточертело, что готова уехать на какие угодно выселки, лишь бы в отдельное жилье! — негодует инженер Анна.
Очередникам — больше денег
ПРАВИТЕЛЬСТВО решило увеличить финансирование из бюджета уже существующих программ по улучшению жилищных условий разных групп очередников.
По программе «Развитие долгосрочного жилищного кредитования на 2002 — 2012 годы» на ближайшие три года дополнительно выделяется 4 млрд. рублей. Ожидаемый эффект: до 2011 года свои жилищные условия улучшат не менее 10 тысяч семей (раньше говорилось о 4 тысячах).
Дополнительные вливания в программу «Молодежи — доступное жилье» оцениваются в 1,9 млрд., которые до 2010 года должны помочь 3 тысячам участников программы (вместо 1,5 тыс.).
И, наконец, в целевую программу «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» планируется добавить 4,3 миллиарда, чтобы помочь 7 тысячам семей не до 2015 года, а до 2011-го.
Коммунальный айсберг
ОДНАКО главные изменения коснутся обитателей коммунальных квартир. Характеристика «Петербург — столица коммуналок» уже давно стала затертым штампом. Однако от этого ситуация не меняется: по официальным данным, коммунальные квартиры составляют более 10% жилищного фонда города (118 тысяч 310 квартир), в них живет 327 тысяч 133 семьи (почти 700 тысяч человек). При этом большинство коммунальных квартир находится в центральной части города. Казалось бы, престижные места.
Однако сейчас риелторы с ностальгией вспоминают времена начала и середины 90-х — периода массированного расселения центра Петербурга. Следующий всплеск покупательской активности пришелся на 1999–2001 годы (после дефолта цены упали, этим и воспользовались граждане, которые не сумели раньше реализовать свое желание жить в центре).
Как отмечает полномочный представитель президента Российской гильдии риелторов в СЗФО Павел Созинов, основная часть айсберга, как всегда, под водой — 99% коммуналок инвесторам сейчас просто не интересны. Это второй-третий двор, сложные варианты, вроде Адмиралтейского района. Расселение превратилось в своего рода искусство: даже если находится покупатель с деньгами, процесс зачастую стопорится из-за завышенных притязаний и психологических проблем с соседями.
Что предлагается жителям коммуналок сейчас? Власти продумали несколько вариантов.
В частности, продажа гражданам освободившихся комнат в коммунальных квартирах с применением понижающего коэффициента к рыночной стоимости. Кроме того, к расселению планируется привлечь инвесторов. При таком варианте 70% площади коммуналки расселяется ими, а оставшиеся 30% — за счет городского бюджета.
Но речь идет лишь о жителях коммуналок, которые официально стоят на очереди. Кроме того, одобренные в Смольном законопроекты еще должно рассмотреть Законодательное собрание. Также необходимо разработать дополнительные нормативно-правовые акты, чтобы программа заработала.
Таким образом, фронт работ определен. Но многое будет зависеть от конкретных исполнителей. Губернатор специально посоветовала жилищному комитету укрепляться кадрово.
Подарок на миллион. Благодаря субсидиям ипотека останется доступной
Коммуналки исчезнут?
Квартира по доступной цене