Примерное время чтения: 4 минуты
87

Смольнинцы "замочены". Демократия жива

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 30/07/2003

Тот, кто учил диалектику хотя бы в марксистской трактовке, знает, что всем на свете движут противоречия. Противоречия между Смольным и полпредством в последние два года вывели гласность в Петербурге на уровень, нашему городу прежде не снившийся. И породили информационную войну, покалечившую, подобно настоящим войнам, десятки, если не сотни тысяч душ.

Со второй половины 90-х Россия в принципе теряет доверие к слову. Но в Петербурге этот кризис превратился в настоящую катастрофу. Как вернувшиеся с фронта солдаты, мы делим людей на "своих" и "врагов". Похвалил? Белый пиар. Поругал? Черный пиар. Политика, экономика, культура, спорт - везде вполне порядочные и неглупые люди теперь ищут "заказуху" и объявляют "заказухой" все. Цветной мир превратился в черно-белую кинохронику, к тому же беззвучную. За серией кадров - обязательный комментарий: "смольнинец", "полпредовец".

Почему так? Потому что война развращает. Потому что за несколько лет для многих превратилось в норму ездить в определенные дни за "конвертиками". И нормальными стали казаться установки не пускать на экран "того" человека, не упоминать "вот этого" даже в новостях. Вполне естественно было, например, телевизионщикам с РТР в ответ на обращение к Наталье Батожок услышать, что она сотрудничает "только с конструктивными СМИ". Впрочем, надо было видеть, и как один из руководителей той же редакции РТР после журналистского турнира по футболу оскорблял своего коллегу из "Смены", угрожая с помощью налоговиков разобраться, кто из команды работает в газете, а кто - "подстава".

У воплей вошедшего в раж эртээрщика и криков об ущемлении свободы слова журналистами, чьи программы закрыты на ТРК "Петербург", одна природа - информационная война. И она подходит к концу. Как и после любой войны, после нее не будет правых и виноватых, а останутся лишь победители и побежденные.

Дело чести побежденных - вспомнить совет немецкого политолога и социолога Макса Вебера и "по-мужски сурово сказать врагу: "Мы проиграли войну - вы ее выиграли. С этим теперь все решено: давайте же поговорим о том, какие нужно сделать выводы в соответствии с теми деловыми интересами, которые были задействованы, и - самое главное - ввиду той ответственности перед будущим, которая тяготеет прежде всего над победителем".

Дело чести победителей - сознавая эту ответственность, похоронить войну в нравственном смысле. Не встречать людей вопросом, как они относятся к "Петербургской линии". Ущемляя интересы побежденных, не ущемлять их достоинства.

Другое дело, что сами побежденные не должны принимать ущемление своих интересов за ущемление достоинства. А уж тем более выводить из личных проблем "ущемление свободы слова" и делать вывод о "конце демократии". Свободы слова не было, нет и не может быть ни в одной воюющей армии. Не было ее и на бывшем канале ТРК "Петербург", который верой и правдой служил губернатору Яковлеву и обслуживал информационные потребности его администрации. Не может ее быть и на нынешнем канале, так как война пока не закончена. Даже демократичные американцы, и те во время войны не позволяют собственным СМИ говорить что угодно.

Что будет с демократией в Петербурге, когда все кончится? Хотелось бы верить, что для тех, кто критикует власть не по заказу, а вследствие своей гражданской позиции или по складу ума, не изменится ничего. Остальным, наверное, придется перестроиться. Правда, наше чиновничество в своей наглости достигло таких высот, что польза от критики, как и прежде, будет равняться нулю. Но это уже совсем другая история.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах