Основная проблема - огромное количество нелегальных судов.
Наплевать
Авария произошла около двух часов ночи. По мнению Владимира Родионова, начальника управления водного транспорта Санкт-Петербурга, в ЧП виноват капитан прогулочного судна «Росси». Он каким-то образом... не заметил восьмидесятиметровый сухогруз. Только чудом никто не погиб - 13 пассажиров и двух членов экипажа оперативно вытащили из воды очевидцы происшествия.
Этот случай в очередной раз чётко обозначил проблему, о которой «АиФ-Петербург» пишет вот уже несколько лет. Плотность движения судов на Неве превышает все мыслимые нормативы. При этом свой «бизнес» здесь осуществляет огромное число нелегалов, которым наплевать на безопасность пассажиров. Ведь они зарабатывают огромные деньги - летние речные прогулки по рекам и каналам города традиционно пользуются большим спросом у петербуржцев и туристов.
Однако порой такое развлечение - смертельно опасно. Многие суда даже не оснащены спасательными жилетами! Оставляет желать лучшего и подготовка экипажей. По данным Ростехнадзора, 80% аварий на воде происходят из-за банального несоблюдения инструкций.
Управление на транспорте ГУ МВД пытается бороться с ситуацией. Так, в начале июня было возбуждено два уголовных дела по ст. 238 УК РФ («выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). При этом полицейские проверили всего 25 судов. А нелегалов - тысячи. И, как правило, если они попадаются, то отделываются копеечными штрафами. В Ространснадзоре отмечают, что владельца «Росси» - ООО «Альбатрос» - неоднократно ловили на нарушении правил плавания. За эти проступки его капитаны не раз привлекались к административной ответственности. Но что толку?
Запретят?
Сделают ли выводы чиновники на этот раз? По словам Владимира Родионова, в ближайшее время может появиться запрет на выход в акваторию реки в тёмное время суток. Дело в том, что одно из самых популярных развлечений в Северной столице - ночная прогулка под пролётами разведённых мостов. Каждую ночь там собирается огромное количество лодок. При этом в советское время Нева в тёмное время была отдана именно промышленным судам. Прогулочные же катера, по мнению специалистов-речников, должны использоваться только на каналах типа Фонтанки.
Дмитрий Атлашкин, руководитель Северо-Западного управления Росморречнадзора, подчёркивает:
- Хотя прямого запрета для маломерных судов на выход в Неву нет, тем не менее Правила плавания по внутренним водным путям запрещают малогабаритным судам, во-первых, затруднять движение для немаломерных судов, а во-вторых, выходить при ограниченной (менее 1 км) видимости.
Впрочем, эти правила повсеместно нарушаются. Так что повторение инцидента, аналогичного случившемуся с «Росси», вполне возможно.
Справка
Нелегальные суда, безопасность прогулки на которых под большим вопросом, отличить довольно просто.
Во-первых, у них, как правило, нет идентификационного номера на борту.
Во-вторых, у капитана лучше попросить показать разрешительные документы от ГИМС. Он обязан по требованию предъявлять их пассажирам.
В-третьих, если вместимость судна - менее 12 человек, то его просто нельзя использовать для коммерческой деятельности. А значит, разрешения на перевозку пассажиров у него быть не может.